Лауреат Государственной премии, кинорежиссер Георгий Григорьевич Натансон известен такими хитами проката, как <Старшая сестра>, <Еще раз про любовь>, <Взбесившийся автобус>. Он окончил ВГИК еще во время Великой Отечественной, поначалу работал вторым режиссером, а в 1961-м обратил на себя внимание постановкой киноверсии пьесы Виктора Розова <В поисках радости> (фильм <Шумный день>), сделанным им совместно с молодым тогда Анатолием Эфросом. Картины Натансона (а среди них <Все остается людям>, <Они были актерами>, <Посол Советского Союза>, <Повторная свадьба> и другие) отличаются бережным подходом к драматургическому материалу, культурой актерского ансамбля. А в фильме Георгия Натансона состоялся дебют - первая большая роль - актрисы Марины Зудиной. Образ Валентины - пожалуй, главная удача картины. "Он угадал ее тему - тему любви, юной женственности", - имея в виду Натансона, написала Светлана Новикова в одной из первых больших статей о Зудиной в 1987 году. Сегодня Натансон гордится Зудиной как своим открытием: "Я сразу на ней остановился. Но Мариночка очень волновалась, - говорит он. - Большинство членов художественного совета было против, и только моя настойчивость и помощь тогдашнего директора студии решили вопрос в ее пользу". Натансон к тому времени был уже закален в боях за "своих" актрис - Доронину, Чурикову. Доронина, к слову, в <Валентине и Валентине> впервые играла "пожилую" героиню - мать Валентины. Героиню, которая выступает с позиций старшего, уже пожившего и настрадавшегося поколения. Натансон вспоминает: "Зудина тогда была в очень нервно-творческом состоянии. Она приворожила меня своей правдой, чистотой, веселостью, озорством, тем, что в одну секунду у нее были слезы. Работа была романтическая, очень трогательная. Душевность у нее была та же, что и у Дорониной, и романтизм, и вера в образ, в судьбу этой девушки, в необыкновенную романтическую любовь и в то, что любовь выше сословий - теми же. В Зудиной все это было... Ну, еще и драматург какой хороший!" Любопытно еще, что трепетным отношением к работе, готовностью к работе, открытостью Зудина напомнила Натансону еще одну его актрису - Чурикову (она играла в фильме <Старшая сестра>). Рядом со старшей, в ореоле всеобщего признания и невсеобщей, но все равно невероятной зрительской любви, Татьяной Дорониной, Зудина не потерялась. Она играла дочь, Доронина - мать. Несмотря на разделявший их по сюжету конфликт - конфликт поколений, современная фантазия на тему <Ромео и Джульетты>, - они не потеряли близость. Их сближало родство художественных натур: какая-то не бытовая возвышенность, выраженная даже и в чуть приподнятой, театральной манере говорить, у Дорониной - более заметная, у Зудиной - менее, но все равно ощутимая. Даже придыхание, от природы данное, романтическое. Как и в Дорониной, которая здесь всячески притушевывает, старается скрыть, но не в силах, - в Зудиной бурлит чувственность - не бесплотная, но возвышенная, с романтическим пафосом. Шапка-труба серого цвета, связанная бабушкой по тогдашней моде, полушубок, белые рукавички. Такою она "входит в кадр" своего первого главного фильма. В зимней сказке, в которую превратилась <Валентин и Валентина>, - много сцен без слов: прогулки по Москве, во время которых молодые герои смеются, что-то шепчут друг другу на ухо, обнимаются, целуются. Все это положено на лирическую музыку Евгения Доги. Естественность, веселье, смех - заразительный даже без звука. Естественная во всем, но особенно естественная в слезах и улыбке, когда, кажется, солнечные зайчики поселяются в глазах, - Зудина, конечно, из тех, в кого влюбляются, увидев в кино. Или - в школе, когда больше всего ценят правильную - романтическую - красоту: Перед ней никто не мог устоять. Ни Олег Табаков, муж Марины Зудиной. Ни Валентин, герой фильма Георгия Натансона. Ни зритель. |