Фильм <Гладиатор> был выдвинут на премию <Оскар> по 12 номинациям. Статуэтки за эту картину, признанную лучшим фильмом 2000 года, получили ее продюсеры Дэвид Франзони, Даглас Уик и Брэнко Ластиг. Позолоченную статуэтку, кроме них и исполнителя главной роли Рассела Кроу, также получили Джанти Йейтс ("лучший художник по костюмам"), Скотт Миллан, Боб Бимер и Кен Уэстон ("лучшая звукорежиссура") а также Джон Нельсон, Нил Корбулд, Тим Берк и Роб Харви ("лучшие визуальные эффекты"). Режиссер Ридли Скотт, таким образом, сумел добиться двойного - коммерческого (441 миллион долларов мирового проката) и художественного успеха. Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в Англии. Основы будущего стиля мастера были заложены еще во время его обучения в Колледже искусств Вест Харпула и в Лондонском Королевском Колледже искусств. Параллельно Ридли посещал специализированные кинокурсы. В 1958 году Скотт снимает первый короткометражный фильм <Мальчик на велосипеде>. Главную роль в ленте сыграл младший брат Ридли Тони, впоследствии тоже ставший режиссером (его наиболее известная картина - <Последний бойскаут> (1991) с Брюсом Уиллисом и Дэймоном Уэйансом в главных ролях). Ну, а Скотт-старший после успешного окончания колледжа в 1960 году получает место художника-декоратора на английском телеканале BBC. Работу по специальности Ридли совмещает с режиссурой ряда серий в популярных телесериалах того времени <Автомобили Зед> (1962) и <Адам Адамант жив> (1966). В начале 70-х годов он организует собственную рекламную студию. Предприятие оказалось чрезвычайно успешным, на нем было выпущено почти 3000 роликов. Характерное для рекламы совмещение функций режиссера и оператора и дало в дальнейшем такую яркую отличительную черту лент Ридли Скотта, как завораживающий видеоряд, наполненный буквально звучащими картинками, изысканно снятыми длиннофокусной оптикой. Эта черта проявилась уже в первой и одной из самых успешных полнометражной работе Ридли Скотта <Дуэлянты>, снятой в 1977 году. Взяв на себя функции режиссера и оператора, Ридли Скотт создал красивую картину времен наполеоновских войн. Фильм был отмечен жюри Каннского фестиваля 1977 года призом за лучший дебют. Ставший известным благодаря столь удачному началу и заслуживший признание в узком кругу ценителей, сорокадвухлетний режиссер в 1977 году снимает один из трех общепризнанных своих шедевров - фантастический фильм ужасов <Чужой>. Эта картина стала одной из самых кассовых в 70-х годах и принесла режиссеру всемирную известность, подкрепленную получением главного приза на фестивале в Сан-Себастьяне. Совместив в ленте размах <Звездных войн> и характерную для европейского кино психологическую атмосферу, Скотту удалось создать поистине этапную для фантастического кино картину, задавшую новый стандарт в этом жанре. Однако пик творчества был еще впереди. В 1982 году Скотт снимает еще один фантастический фильм, ставший не просто этапным, но давший толчок к созданию нового жанрового направления - "киберпанка". Лента <Бегущий по лезвию бритвы>, снятая по роману Филиппа Дика <Мечтают ли андроиды об электрических овцах?> (1968), стала лидером продаж и в полной мере раскрыла талант Скотта - дар художника, певца визуальной поэзии кинематографа, через образы на экране способного передать стройную систему взглядов и умозаключений. В фильме-сказке <Легенда> Ридли Скотт достигает своеобразного предела изобразительной стилизации. Традиционный для сказки сюжет о борьбе Добра и Зла погружен здесь в потрясающую музыкальную атмосферу, декорации поражают фантазией и размахом. Затем режиссер начинает применять различные комбинации жанров. Ленты <Тот, кто меня бережет>, <Черный дождь> особого успеха не принесли. Однако в 1991 году поиски привели к тому, что Ридли Скотт снял мощнейший феминистский блокбастер <Тельма и Луиза>, ставший одним из суперхитов кинопроката. Картина заслуженно получила шесть номинаций на Оскар, включая отдельную - Ридли Скотту как режиссеру. Успех <Тельмы и Луизы> реабилитировал режиссера, и в год 500-летия открытия Америки ему предложили осуществить одну из юбилейных постановок <1492: Завоевание рая>. Высокий бюджет, постановочный размах, участие звезд международного масштаба Жерара Депардье и Сигурни Уивер, казалось бы, гарантировали безусловный успех, но... фильм провалился. Добротная историческая постановка уже почти не содержала в себе характерных признаков фирменного стиля Скотта. Позже в стремлении к кассовому успеху режиссер перепробовал почти все приемы. После провала саги о Колумбе он решает обратиться к продюсерству, затем снимает приключенческую драму <Белый шквал> и боевик <Солдат Джэйн>. Оба фильма были раскритикованы как типичные образцы голливудского ширпортреба. Казалось, что карьере великого режиссера пришел конец. Но вот в 2000 году Скотт становится режиссером блокбастера <Гладиатор>. В этой картине Скотт наконец-то нашел точку равновесия между голливудскими стандартами и собственным неповторимым стилем. Грандиозный успех и признание фильма позволили режиссеру вновь окунуться в лучи славы. |