По степени откровенности нынешние фильмы, пожалуй, дадут фору первопроходцам кинематографической эротики. Просто мы теперь уже ко многому привыкли и мало что способно нас удивить. Сейчас может поразить и возмутить отнюдь не смелость сцен, в которых размывается граница между искусством и порнографией. Прежде всего изумляет и заставляет внутренне негодовать почти программная ориентация персонажей и авторов на бесчувственность, очищенность секса от каких-либо проявлений эмоций. Это похоже на заурядную работу или отправление физических надобностей. Но именно подобные, не замутненные напрасной лирикой отношения выдаются за сегодняшнюю любовь, а вот истинные любовные переживания превращаются в "порнографическую связь". В кадре женщина. Немного неуверенная, смущённая, но счастливая. Она начинает рассказывать свою историю случайному знакомому. Спокойно и без стеснения. В кадре мужчина. Тот же человек спрашивает его о любви. Он отвечает, тщательно подбирая слова. Этим незамысловатым композиционным ходом начинается картина <Порнографическая связь>, сразу располагая зрителя к фильму и создавая интимно-доверительную атмосферу. Фильм Фредерика Фонтейна - это лирическая повесть о короткой и трогательной связи немолодых людей. Причем "запретное" остается за кадром, а в кадре - обреченные, усталые и зрелые герои, пережившие, возможно, последнюю в жизни страсть. Они рассказывают невидимому интервьюеру об эволюции их романа. Они познакомились по Интернету и решили встречаться, исключительно для занятий сексом. Они не знают ни имен, ни занятий друг друга, они знают лишь, что раз в неделю они встречаются в кафе и идут в гостиницу. Расплывчатые контуры событий тают посреди бессмысленных слов. Загадка фильма в том, что герои не могут четко и ясно описать свои отношения. Вместо формулировок - одни эмоции: "великолепно, изумительно, необычно, прекрасно". Режиссёр не разрешает следовать за героями повсюду, закрывая двери гостиничного номера прямо перед носом зрителя. Поэтому нам приходится самим домысливать, дорисовывать, наполнять своим, индивидуальным пониманием высказывания героев друг о друге. Так Гомер, называя Елену прекрасной, не описал её внешности, вероятно, не по причине бедности языка, а из-за невозможности облечь в слова неземной образ. Самое интересное начинается, когда зритель уже догадывается, что этих героев объединяют нечто большее, нежели сексуальные отношения, а сами они ещё как бы не хотят признаться себе в этом. Изысканная "игра", прослеживаемая в каждом кадре, не отпускает внимания ни на секунду. Но, как ни маскируйся, любовь видна. Она прозрачной вуалью ложится на отношения мужчины и женщины, меняя выражение их глаз, добавляя что-то неуловимо волнующее жестам рук. <Порнографическая связь> постепенно становится романом. Их ждут тихая радость и мирное счастье, трепет перед любимым, скрытое обожание и восторг. Но ни он, ни она не готовы быть всегда вместе. Они расстаются. Остается лишь легкая грусть. Жизни суета поглотила героев, они потерялись и потеряли друг друга в людском городском потоке, но их память пока еще хранит черты любимых. С незапамятных времен любовь - истинно французская тема. Естественно, что лучше всего она удаётся французам. Предельно естественно смотрится на экране героиня Натали Бэй. Известная французская актриса, в начале своего творческого пути снимавшаяся у Трюффо, а затем у Жана-Люка Годара, с Фредериком Фонтейном работает впервые, и небезуспешно. На 56-м Международном Венецианском кинофестивале в 1999 году Натали Бэй получила приз за лучшую женскую роль, а в следующем году этот фильм открывал VII кинофестиваль <Кинотавр> в Сочи. |