Фолькер Шлендорф - наверное, самый именитый из ныне здравствующих немецких режиссеров. Его визитная карточка - экранизации самых известных писателей прошедшего столетия: от Музиля и Пруста до Турнье и даже Чейза. Многие режиссеры любят ставить фильмы по литературным произведениям, но так любовно и бережно к оригиналу подходят очень немногие. А заработать себе славу именно на экранизациях шедевров удалось только Фолькеру Шлендорфу. Фолькер Шлендорф родился 31 марта 1939 года в Висбадене. Его путь к нынешнему статусу мэтра мирового кинематографа начался в Париже. Именно там в двадцатилетнем возрасте он знакомится с Луи Малем, и тот приглашает страстно интересующегося кинопроцессом юношу ассистентом в ряд своих фильмов: <Зази в метро>, <Частная жизнь>, <Вива, Мария!> и другие. Попутно Шлендорф ассистирует и другим французским режиссерам: Алену Рене, Жану-Пьеру Мельвилю, Бертрану Тавернье (бывшему в свое время одногруппником Шлендорфа). Уже через несколько лет Фолькер чувствует в себе силы для полнометражного режиссерского дебюта. И дебют - <Молодой Терлесс> -оказался триумфальным: германская премия "Золотая кинолента" за сценарий и режиссуру, премия ФИПРЕССИ в Каннах, премия "Золотые ворота" в Сан-Франциско: После этого Шлендорф, обретя уверенность в правоте своего подхода к режиссуре, снимает, помимо экранизаций, ряд лент по собственному сценарию, из которых наибольшее впечатление на зрителей и жюри различный фестивалей произвел фильм <Внезапное обогащение бедняков из Комбаха>, который снимался для телевидения, но затем обошел европейские кинотеатры. С этой работы начинает отсчет многолетнее сотрудничество режиссера со сценаристкой и актрисой Маргарет фон Тротта, ставшей затем его супругой. Перенеся на экран Белля, Брехта и Маргарет Юрсенар, Шлендорф снимает свой наиболее грандиозный фильм - <Жестяной барабан> по роману Гюнтера Грасса. Гротесковая, трагикомическая история о мальчике, отказавшемся расти и протестующем против мира взрослых грохотом барабана и криками, от которых лопается стекло, запала в души зрителей всего мира, даже тех, кто был далек от проблем политики и борьбы с фашизмом. Лента получила "Золотую пальмовую ветвь", а Шлендорф в 40 лет стал классиком. В 1980 году он уезжает в Бейрут, где почти два года с риском для жизни снимает картину <Фальшивка>, а через несколько лет успешно пробует себя в Америке. Его приглашения на съемки с радостью принимают англоязычные звезды первой величины: Дастин Хофман, Джон Малкович, Фэй Данауэй, Наташа Ричардсон, Сэм Шеппард и другие. Среди его последних работ - телефильмы <Смерть коммивояжера> (1985) и <Восстание стариков> (1987), ленты <История служанки> (1990), <Хомо Фабер (Путешественник)> (1991), <Огр> (1996), <Пальметто> (1998), <Легенды Риты> (1999), <На десять минут старше: Виолонечель (новелла "Просвещение")> (2002). Фолькеру Шлендорфу удалось, оставшись истинно немецким режиссером (и снимая большей частью все же в Европе), завоевать успех не только у европейской, но и у американской публики и киноэлиты. Это произошло, надо думать, благодаря творческому кредо мастера, который относился к процессу съемок крайне серьезно, но при этом считал, что фильмы не должны отпугивать массового зрителя. "Я уверен, что кино имеет смысл лишь как массовое средство народного общения," - сказал однажды Шлендорф. Так или иначе, Шлендорф действительно относится к числу тех немногих кинематографистов, чьи работы ставят крайне жесткие и серьезные проблемы, но вместе с тем смотрятся так же легко, как голливудские мелодрамы. |