Фильм <Дым> получил серебряный приз за режиссуру в Берлине в феврале 1995 года, а на экранах США появился только через полгода. Ван Вэйн, чья предыдущая картина <Клуб радости и удачи> (1993) имела большой и неожиданный успех, вновь проявил интерес к простым житейским историям, мимолетным зарисовкам с натуры - уподобляясь своему персонажу Огги Рену, владельцу табачной лавки, в течение 14 лет ежедневно в 8 утра делающему фотоснимок перекрестка Третьей улицы и Седьмой авеню в Бруклине. Здесь Ван Уэйн впервые в своем творчестве обратился не к близкой ему китайской диаспоре Нью-Йорка, а к другому пласту жизни самого большого и многонационального города Америки, более известному по лентам Мартина Скорсезе, Спайка Ли и Джима Джармуша. Кстати, параллельно с работой над <Дымом> Ван и его соавтор Пол Остер снимали еще одну картину - <Синева перед глазами>, в которой наряду с героями <Дыма> участвовали и кинозвезды вроде Мадонны и Майкла Фокса, и Джанкарло Эспозито, игравший у Спайка Ли и Джима Джармуша, а также сам Джармуш. Игра Харви Кайтела, особенно в финале картины, заставила жюри на фестивале в Берлине особо упомянуть имя актера в формулировке приза, отданного режиссеру. Харви Кайтел родился в 1939 году, учился в актерской студии Ли Страсберга. Играл несколько лет в небольших театрах вне Бродвея. Один из самых глубоких актеров своего поколения, Кайтел снимался у самых значительных мировых режиссеров - Роберта Олтмена, Элана Рудолфа, Ридли Скотта, Пола Шредера, Бертрана Тавернье, Тони Ричардсона и других. Однако, как и для его главного партнера - Роберта Де Ниро, в тени которого Кайтел оставался продолжительное время, особенно плодотворным было сотрудничество с режиссером Мартином Скорсезе. Они впервые встретились еще в 1965 году, когда начались съемки ленты <Кто стучится в дверь ко мне?>. В другой совместной работе, <Злые улицы> (1973), Кайтел сыграл итальянца в Америке, испытывающего сложные чувства при осмыслении своего происхождения. Творческий союз развивался и углублялся в последующих картинах - <Алиса здесь больше не живет> (1974), <Таксист> (1976) и <Последнее искушение Христа> (1988), где актер представил на экране нетрадиционного Иуду. Кстати, двумя годами ранее Кайтел сыграл Понтия Пилата в <Расследовании> Дамиано Дамиани. В 90-е годы Кайтел много снимался в независимом кино у молодых режиссеров: в частности, он немало способствовал успеху дебютной картины Квентина Тарантино <Бешеные псы> (1992), одобрив сценарий, согласившись сыграть и взяв на себя обязанности сопродюсера; благодаря ему бюджет фильма увеличился с 35 до 400 тысяч долларов. Кайтел играл также у Абеля Феррары в <Плохом лейтенанте> (1992) и <Опасной игре> (1993). Большой успех выпал на долю картины Джейн Кэмпион <Пианино> (1992), где Кайтел проявил новые грани своего таланта, добавив в привычное амплуа <крутого мачо> страстность натуры и романтический лиризм. Культовый статус приобрел образ <чистильщика>, с иронией воссозданный актером в <Криминальном чтиве> (1994). В фильме Роберта Родригеса <От заката до рассвета> (1995) Кайтел неожиданно сыграл бывшего пастора, сделав еще один поворот в своей карьере. Уильям Херт, сыгравший в картине <Дым> рассеянного писателя Пола, младше Харви Кайтела на 11 лет. Он получил хорошее образование: сначала учился в университете Тафтс, в Лондоне и в престижной Джульярдской школе (Нью-Йорк). В 1976 году начал выступать на сцене в Нью-Йорке, через год получил премию <Оуби> за роль в спектакле <Моя жизнь>. В 1980 дебютировал в мистико-фантастическом фильме <Другие ипостаси> Кена Рассела. Однако привлек внимание в более драматических ролях в двух лентах Лоренса Кэздана - <Жар тела> (1981) и <Большое разочарование> (1983). Позже Херт еще дважды снимался у Кэздана, в картинах <Случайный турист> (1988) и <Я люблю тебя до смерти> (1990), где продемонстрировал способность тонкого взаимодействия с партнерами и безошибочную игру. <Звездный час> Херта настал в картине <Поцелуй женщины-паука> (1985) Эктора Бабенко, за роль в которой актер был удостоен сразу нескольких престижных премий - на МКФ в Канне, <Оскара> и приза Британской Киноакадемии. |