Когда в 1980 году фильм <Охота на лис> вышел на экраны, в немногих, преимущественно окраинных кинотеатрах, появились и первые отзывы прессы. Утверждали: фильм о взаимоотношениях поколений; герой его - настоящий рабочий человек, взявший на себя нелегкую ношу наставничества; его антипод из трудных ребят с отклоняющимся поведением. Так изначально фильм был помещен в матрицу расхожей социальной схемы, знакомого социального мифа. А ведь сценарий Александра Миндадзе и экранное решение Вадима Абдрашитова были исходно направлены на демифологизацию реальности. Фильм <Охота на лис> стал одним из самых советских и антисоветских одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической-тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации. Павильонные съемки отнесли в конец. Сперва отсняли суд и колонию города Алексина. Здесь какое-то время жили, подолгу беседовали с заключенными и воспитателями, столовались вместе. Так, чтобы ни нравственно, ни эстетически нельзя было дистанцироваться от снимаемого. Вспоминались трудные ребята, которые пока еще были на воле. И те и другие, и там и тут пребывали, по словам режиссера, в каком-то плазматическом состоянии, представляли биомассу, внешне пассивную и агрессивную внутренне, готовую взорваться насилием, жестокостью. Фигура главного героя - человека из народа, каких много - фокусирует основное драматическое напряжение фильма. В ней олицетворение главной, фундаментальной авторской мысли о драме человека, который масштабнее стереотипных социальных ролей, навязываемых ему социумом, отнявшим духовное измерение жизни, оставившим только бытовое. Работа, дом, мотоцикл, пивная, да еще военно-спортивная игра по пеленгации радиоприемников <охота на лис>. Вот он весь тут. Столкновение с молодым поколением, осознание того, что оно не хочет жить, как живет он сам, приводит Виктора Белова к отрицанию прошлого опыта и к начавшемуся возрождению. Сценарий <Охоты на лис> был написан еще в 1977 году по заказу <Ленфильма>. К нему примеривались разные режиссеры. Один из них, например, собирался преобразить главного героя из рабочего в реставратора. К счастью, сценарий вернулся на <Мосфильм> и нашел своего режиссера. Вадим Абдрашитов в 1974 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова, и в 1977 году началось его сотрудничество с Александром Миндадзе (картина <Слово для защиты>). Вот уже больше двадцати лет режиссер и сценарист работают вместе, и каждый их новый фильм - открытие: <Остановился поезд> (1982), <Парад планет> (1984), <Плюмбум, или Опасная игра> (1986), <Слуга> (1988), <Армавир> (1991), <Пьеса для пассажира> (1995), <Время танцора> (1997). Еще задолго до начала съемок был счастливо найден исполнитель главной роли, идеально отвечающий самой сути образа. Дебютировавший в фильме Марлена Хуциева <Был месяц май> Владимир Гостюхин был без проб утвержден на роль и стал своеобразным камертоном органичности и жизненной правды. На роли молодых режиссер решил взять не актеров, а ребят из той же социальной среды и схожими судьбами. Пошли в такой народ - в парки, пивные, подворотни; посмотрели сотни, отобрали несколько десятков, записали встречи и беседы с ними на видео. И ни одного живого лица, ни одной, пусть даже со знаком минус, личности. Тогда обратились к молодым, не примелькавшимся актерам. Юные Игорь Нефедов и Дмитрий Харатьян каждый успели до <Охоты на лис> сняться в одной картине (соответственно <Пять вечеров> Никиты Михалкова и <Розыгрыш> Владимира Меньшова). Дальнейшая судьба актеров сложилась по-разному, как бы продолжив сюжет <Охоты на лис>: красавчик Харатьян, которого в картине мама с помощью ловкого адвоката спасает от тюрьмы, стал популярнейшим артистом, а талантливый актер театра Табакова Игорь Нефедов, по фильму отсидевший в колонии и за себя, и за дружка, стал выпивать и трагически погиб в 1993 году. |