Карен Шахназаров - режиссер весьма разноплановый. Практически ни один его фильм не похож на другой. Достаточно сравнить такие совершенно разные картины, как <Мы из джаза>, <Город Зеро>, <Американская дочь>, <Курьер>, <Сны>, <День полнолуния>, <Яды, или всемирная история отравлений>, чтобы в этом убедиться. <Город Зеро> тоже заметно отличается от всех остальных картин Шахназарова. Причем, как явствует из интервью создателей картины, они вовсе не рассчитывали сделать настолько культовое и символическое кино. С <Городом Зеро> получилось примерно так же, как и у Данелии с <Кин-дза-дза>: снимали комедию абсурда, а получилось нечто символичное и очень мистическое. Простой советский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку из Москвы в небольшой городок. Варакину нужно решить с директором завода вопрос о каких-то поставках. Обычная скучная командировка. Маленький город, мимо которого идет не так много электричек, провинциальная гостиница, мухи на окнах: Однако постепенно выясняется, что в этом городе Варакин "выпадает из плоскости". На первый взгляд это незаметно, но если присмотреться к деталям: Например, секретарша директора завода сидит за пишущей машинкой совершенно голая. И никто на ее наготу не обращает внимания. Все остальное выглядит точно так же, как в приемной директора любого другого завода - портрет Ленина, доска почета, графики выполнения и перевыполнения, заводская стенгазета. И только секретарша - обнаженная: Варакин, к ужасу своему, понимает, что попал в странную реальность, в безвыходную ситуацию. Что-то беспокоящее, настораживающее, внушающее страх несут уже первые кадры ночного города: безлюдье, пустые улицы, словно вымершие дома, гулкая тишина, взрываемая непривычными пронзительными звуками. Здесь все невероятно, и обнаженная секретарша - только мелкая подробность этого заколдованного царства. Скрытое прежде от глаз, спрятанное за заборами, предстает воочию и оказывается не исчезнувшим, но любовно и бережно сохраняемым. Здесь - настоящий заповедник прошлого: Как и в последней картине Шахназарова <Яды, или всемирная история отравлений> перед зрителями проходит коллекция монстров, умерших, но оставивших след в сознании живых людей. Как рассказывал Бородянский, сценарий <Города Зеро> писался как комедия с небольшим социальным подтекстом. Причем, несмотря на сплошной гротеск, многие сцены из <Города Зеро> были Бородянским взяты из жизни. Например, торт в виде головы Варакина. Этот случай произошел с Вахтангом Кикабидзе. В одном ресторане ему преподнесли именно такой подарок: торт в виде головы его самого, причем повар-кондитер жутко обиделся, когда Кикабидзе отказался съесть этот подарок. Ясновидящий мальчик тоже взят Бородянским из жизни. В фильме эта сцена смотрится откровенным гротеском, но тем не менее это тоже написано с натуры. Да и вообще город Зеро, по словам Бородянского, это его родная Воркута. Немного утрированная, конечно, но именно такая, какая она есть на самом деле. <Город Зеро> не имеет смысла пересказывать. Его надо смотреть и пересматривать, наслаждаясь каждым эпизодом. Фильм был удостоен нескольких премий, в числе которых <Золотой Хьюго> на фестивале в Чикаго и приз Европейской ассоциации научной фантастики на кинофестивале в Сан-Марино. |