Старые друзья - следователь прокуратуры Мячиков, которого играет Юрий Никулин (уже смешно!), и инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев), несмотря на преклонный возраст, не собираются уходить на пенсию. Однако начальство Мячикова решает, что уже пора. Тем более, что на его место <сверху> прислали молодого карьериста. Тогда новоявленные <разбойники> решаются организовать преступление: раскрыв его, следователь Мячиков сможет доказать свою абсолютную необходимость и незаменимость в прокуратуре. Но не все так просто: И не всегда так весело: Вообще говоря, <Старики-разбойники> родились у Эльдара Рязанова не от хорошей жизни. Сначала ему не разрешили ставить фильм <Сирано де Бержерак>, о котором он мечтал, затем начались и другие неприятности, проблемы со здоровьем и смерть матери, которые сопровождались довольно долгим творческим простоем. Но в конце концов все счастливо разрешилось вышедшей на Мосфильме в 1971 году картиной <Старики-разбойники>. Рассказывает Лев Дуров: <Съемки проходили весело, замечательно. Эту маленькую рольку я сыграл с удовольствием, тем более это единственная роль, которую дал мне Рязанов! Только не подумайте, что я за это на него в обиде! Мы с ним в прекрасных отношениях, просто я, видимо, больше ни в одну картину Рязанова не вписывался. Замечательно, что <Старики-разбойники> существуют. Ведь эта отличная комедия еще и память об ушедших. Все они - и Никулин, и Евстигнеев, и Бурков, и Миронов - были удивительные люди, а уж о том, какие актеры, я и не говорю>. Действительно, что и говорить, актеров Рязанов умеет подбирать великолепно. А они охотно идут сниматься к нему не только как к одному из самых знаменитых режиссеров, но и как к профессионалу, умеющему по-настоящему работать с артистами. Юрий Никулин говорил в интервью после съемок <Стариков-разбойников>, как трудно бывает не выходить из роли, удержать нужное настроение на съемках, и как важен при этом профессионализм режиссера. <Убеждать нас надо не криком, не захваливанием, не шумом, а доказательностью. Режиссер порой делает по пять-шесть дублей. А если бы режиссер разрешил актеру сделать хоть один его личный дубль? Тогда экран показал бы, кто в чем прав: А что получается иногда? Только ты сосредоточишься, вдруг говорят: отойдите, вы бросаете тень на задний план. Или помреж говорит, чтобы ты не перекрывал козла на третьем плане. Десятки человек на съемочной площадке могут подойти к актеру и во время съемки обратиться со своими просьбами, замечаниями, требованиями. Это неверно. Настоящий режиссер должен заботиться о самочувствии актера, помогать ему. И настоящий режиссер делает это. Он ограждает артиста от посторонних шумов, от вмешательства других людей. Актер должен иметь дело на съемочной площадке только с режиссером>. И тут же Никулин приводит пример из недавних съемок <Стариков-разбойников>. Снимался грустный эпизод, где Мячиков гуляет с Анной Павловной (ее роль исполняет Ольга Аросева) и говорит о любви. <Решили в массовку пустить человека с собачкой, гулять. Идем мы с Анной Павловной, ранняя осень, снег выпал, и она говорит мне: "Вот пошла молодежь, и вы вдруг чувствуете, что вы старик, а вы еще жениться собираетесь. А молодежи, наверное, смешно на нас смотреть". А я говорю: "Да они не успеют оглянуться, как уже немолодыми станут". Здесь же мы обсуждаем проблему, возвращать или не возвращать картину, украденную из музея. И вся сцена такая грустная-грустная. У Анны Павловны аж слезы идут из глаз. Эпизод заканчивается, сняли дубль. Эльдар Рязанов сказал "стоп". А мы с Аросевой еще в том же состоянии, боимся его расплескать, хотим оставить его для второго дубля. Но тут голос одного из ассистентов на всю съемочную площадку: - Плохо... Безобразие... Собачку закрыли...> |